BOGOMOLOV' IMAGE SCHOOL (bogomolov_image) wrote in freshjournal_ru,
BOGOMOLOV' IMAGE SCHOOL
bogomolov_image
freshjournal_ru

Categories:

ОБРАЗ «LOLITA» – смесь невинности и порока

Dr. Константин Богомолов,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»



Лолита – уменьшительный вариант испанского имени Долорес. Так назвал Владимир Набоков главную героиню своего романа «Lolita», увидевшего свет в Париже в 1955 году. Благодаря скандальному сюжету и эротическим сценам книга мгновенно стала бестселлером... Сегодня найдется не так уж много людей, читавших роман, но имя Лолита знают все. Вряд ли автор мог предположить, что он даст имя одному из самых культовых имиджей второй половины XX века. Да и в XXI веке образ Lolita все еще на острие моды.

ОБРАЗ «LOLITA» – смесь невинности и порока


Из книги – в жизнь

С легкой руки Набокова, рассказавшего миру провокативную историю любовных отношений юной нимфетки и стареющего мужчины, созданный им образ вышел за рамки литературного жанра. Что-то совпало – и общество, в котором в конце 50-х зарождался невиданный до тех пор молодежный бунт, подхватило его и превратило литературный персонаж в модную икону. В каком-то смысле Лолита даже стала предвестником образа хиппи, которые позаимствовали у нее упивающуюся собой инфантильность в сочетании с непослушанием и дерзостью.

Роман Владимира Набокова «Лолита» (1955)
Роман Владимира Набокова «Лолита» (1955)


Но для того, чтобы превратиться в модный продукт, образу было необходимо визуальное воплощение. Это произошло в 1962 году с выходом фильма Стенли Кубрика «Лолита», в котором дебютировала 14-летняя Сью Лайон. Именно ее визуальный облик после выхода фильма на экраны становится первым образцом для многочисленных подражаний.

Сью Лайон в фильме «Лолита» (1962)
Сью Лайон в фильме «Лолита» (1962)


Но что же такого особенного в этой девушке-подростке? Секрет прост: смесь невинности и порока. Сочетание угловатой детскости и сексуальной провокации, беззащитности и вызова, школьного платья и губной помады. Каждая из этих составляющих была известна миру и раньше. Например, Baby Look (Девушка-ребенок) – с белыми носочками, рукавами-фонариками и розовой конфеткой. Или ее антипод Bad Girl (Дрянная девчонка) – с вульгарным макияжем и сигаретой. Но в Лолите эти противоположности соединились в невиданную ранее взрывоопасную смесь.


«Лолита-фэшн»

К середине 1960-х черты образа Лолиты уже вовсю примеряли многочисленные актрисы, певицы и модели. Прежде всего, это Твигги с ее невинными губами, взглядом испуганного ребенка и нарочито «грязным» макияжем на глазах. Бриджит Бардо, сочетавшая детскую капризность с сексуальной раскрепощенностью. Джейн Биркин, Миа Ферроу, Катрин Денев...

Твигги (1960-е)
Твигги (1960-е)



Бриджит Бардо (1960-е)



Катрин Денев в фильме «Отвращение» (1965)


Затем имидж Lolita был подхвачен и растиражирован коммерческой модой 60-х. Ведь как раз в это время впервые появляется культовая мини юбка, интерпретированная самыми знаменитыми модельерами десятилетия – Мэри Куант, Андре Куррежом и Ивом Сен-Лораном. Слегка расклешенная и супер короткая, она напоминает одежду для девочек дошкольного возраста и вместе с тем – откровенно сексуальна. Беззащитная детскость и неприкрытый натурализм. Невинность и порок. Что ж, идеальный прикид для Лолиты.



Уличная молодежная мода (Лондон, 1967)


Но любой фэшн продукт рано или поздно становится старомодным. Имидж Lolita выходит из моды уже к концу 70-х годов. Сью Лайон и Твигги подросли. А быть Лолитой, когда тебе под 40 – нелепо и жалко.
Новое поколение, получив ту сексуальную свободу, за которую боролись хиппи, бэби-бумеры и лолиты 60-х, пользовалось сексуальностью уже как нормой. В ней уже не было ни протеста, ни провокации, ни соблазна недоступности и неправильности. Стиль Disco 70-х и субкульура New Wave 80-х доводят сексуальность до предельной откровенности, но при этом делают ее какой-то правильной, взрослой – разрешенной. Из нее исчезает детскость, а вместе с ней – и порочность.


Эпидемия инфантильности

Но образ возвращается в 90-е годы – мода, вместе с историей, делает очередной виток по спирали. Прошло 30 лет – подрастают внучки первых лолит. Которые, как это свойственно молодым, бросаются критиковать родителей: все, что было в 80-е годы, молодому поколению кажется слишком буржуазным, слишком прямолинейным, слишком правильным.

Американский дизайнер Келвин Кляйн одним из первых уловил новые настроения поколения 90-х и явил миру возрожденный образ Лолиты в лице угловатой англичанки Кейт Мосс. Именно он превратил ее в топ-модель, сделав главным персонажем своих рекламных кампаний и показов мод. Достаточно вспомнить скандально известную рекламу мужского аромата Obsession, в которой Кейт Мосс появляется обнаженной, лежа на черном диване. Диван по-мужски тяжел и лаконичен, нагое полудетское тело на нем выглядит почти целомудренно, но... в этом странном сочетании совершенно отчетливо читалась главная тема имиджа Lolita: контраст невинности и порока! И хотя Кейт Мосс тогда уже была совершеннолетней, Кляйна даже пытались обвинить в пропаганде педофилии.


Кейт Мосс в рекламе духов «Obsession» от Calvin Klein (1994)


Благодаря Кейт Мосс, которую нередко называли «новой Твигги», в 90-е годы происходит настоящая революция в модельном бизнесе. Двери модельных агентств распахнулись для толп 15-летних нимфеток, и безупречным зрелым топ-красавицам пришлось сначала потесниться, а потом и вовсе уйти на пенсию.


Кейт Мосс в фотосессии «Charming Lolita» (Glamour, 1992)


Скандал или норма жизни?

Из мира моды эпидемия перекинулась в шоу-бизнес. На волне популярности образа Лолиты к началу 90-х восходит звезда юной французской актрисы и певицы Ванессы Паради. Наиболее яркие примеры: ее роли в фильмах «Белая свадьба» 1989-го и «Элиза» 1995-го годов, в которых Ванесса очень точно но без намека на «ретро» воспроизвела гармонию контраста ангельской невинности и дьявольской порочности.


Ванесса Паради (1990-е)


И, наконец, в 1997 году выходит очередная экранизация Набоковского романа «Лолита» – с Джереми Айронсом и Доминик Суэйн в главных ролях. Насчет художественных достоинств фильма споров было немало. Но одно не вызывало сомнений: имидж Лолиты получился визуально безупречным и абсолютно современным, даже можно сказать – коммерчески модным.


Доминик Суэйн (1997)


Лолита с детскими косичками и противной зубной пластинкой лежит на траве в откровенно прилипшем к телу мокром платье, перелистывая страницы журнала с портретами сексуальных голливудских красавцев. Лолита в школьной форме бесстыдно и естественно задрала ногу, чтобы накрасить лаком ногти. Лолита сидит на краю постели – по-детски беспомощно и в невинно-белой ночной рубашке, а на ее губах грубо размазана красная помада... Ну просто готовые картинки для журналов мод!


Доминик Суэйн в фильме «Лолита» (1997)


Из более поздних примеров можно вспомнить девочек из дуэта «t.A.T.u.» и певицу Аврил Лавинь. Они создали в начале нового века более современную версию этого имиджа, не копируя ни Сью Лайон, ни Твигги, ни Кейт Мосс.


Дуэт «t.A.T.u.» (2000-е)



Аврил Лавинь (2000-е)


В фэшн-индустрии тему продолжили топ-модели 2000-х и 2010-х, в том числе Наталья Водянова, прозванная прессой «Нижегородской Лолитой», а также Джемма Уорд, Саша Пивоварова, Дженнифер Паг, Дакота Фэннинг.


Наталья Водянова (Vogue, 2001)



Саша Пивоварова в рекламе Prada (2006)



Дженнифер Паг (2010-е)


Образ Лолиты прочно закрепился в моде и фактически стал молодежной классикой. Сегодня он уже не кажется таким опасным, таким скандальным, как это было полвека назад. Сегодня это уже норма. Имидж Lolita перестал быть средством для соблазнения взрослого мужчины – это просто способ самовыражения вчерашнего ребенка. Это образ, который всегда интересен своей возможностью соединять контрасты, смешивать детскость с сексуальностью, правильность с провокацией, для которого нет единого клише, но есть масса возможностей находить все новые и новые рецепты. У него есть одно-единственное ограничение: по возрасту.


Дакота Фэннинг в рекламе духов «Oh, Lola!» от Marc Jacobs (2011)


Элементы визуального образа

Фактура
В образе Лолиты чрезвычайно важны внешние данные – детские черты и подростковая угловатость. Обладательницам зрелых женственных форм этот имидж противопоказан – есть риск превратиться в молодящуюся тётеньку, которая «играет в девочку».

Прическа
Цвет волос преимущественно натуральный, светлый – как бы слегка выгоревший «после каникул у бабушки». Рыжий тон добавит больше дерзости и хулиганства. В форме прически возможны вариации мотивов 60-х, но обязательно в сочетании с небрежной фактурой – «забыла причесаться». А влажная текстура волос придаст образу чувственной откровенности и порока.

Макияж
Макияж строится на контрасте инфантильного фона и как бы неуместных сексуальных сигналов. Например, невинно-детские губы в сочетании с грубо накрашенными глазами. Или небрежно нанесенная яркая помада в комбинации с рыжими ресницами и веснушками на носу. Техника макияжа – нарочито «неумелая».

Гардероб
В основе гардероба детские мотивы: мини юбки А-силуэта, маленькие платья покроя Baby Doll, элементы школьной формы и бельевого стиля, бантики и кружева. Но в соединении деталей – конфликт невинности и сексуальной провокации: детские гольфы и «мамины» туфли на каблуках, школьная юбка и чулки в сетку, плюшевая игрушка и сигаретный окурок, чернильные кляксы на пальцах и броский лак на ногтях.


Tags: история
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment