sunshine_sash (sunshine_sash) wrote in freshjournal_ru,
sunshine_sash
sunshine_sash
freshjournal_ru

Category:

Искусство цвета

Искусство подбирать и сочетать цвета - довольно сложное. Просто повезло, что Иоханнес Иттен - швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауза постарался помочь простым смертным прояснить целый ряд проблем цвета в своем труде "Искусство цвета".
Художникам, специалистам различных областей дизайна, архитекторам и всем, кто так или иначе хочет научиться понимать и владеть гармонией цвета, эта книга просто необходима.
Можно скачать её полностью. Или же, благодаря замечательной katyaardi, мы имеем возможность ознакомиться с конспектом книги:

М.Грюневальд Распятие

М.Грюневальд. Распятие

Предлагаю вашему вниманию конспект книги Иттена — и надеюсь он окажется полезен. Безусловно в книге важно все, но я постаралась выбрать главное из главного...Для теоретических знаний Иттен приводит метафору повозки — без основ нельзя начать движение в безграничное пространство цвета, но при этом повозка служит только опорой — не путеводителем — ибо в один момент проторенная дорожка кончается и мы уже «опираемся» на интуицию и внутренние чувства.
Иттен приводит множество упражнений на смешивание цветов. Только разглядывая цветные пятнышки на белой бумаге и пытаясь воспроизвести то, что описывается в книге, я осознала, насколько гениальны гениальные художники — насколько сложно с помощью смешивания красок добиться ОПРЕДЕЛЕННОГО чувства.
Характер цвета — это его положение или место в цветовом круге, или в цветовом шаре. Как чистые основные цвета, так и все их смеси обладают ясно выраженным характером. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создает новый, особый его характер.
Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве. Тон цвета может быть изменен двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, черным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.
Физика цвета
И.Ньютон разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если мы разделим спектр на две части, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.
Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета – красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, – то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому.
Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.
Цвет и цветовое воздействие
Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету – черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам.
Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.
Красный квадрат: на белом кажется очень темным и ослабленным; на черном — светлым и интенсивным.
Серый квадрат: на ледяном синем станет красноватым, в окружении красно-оранжевого – синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.
Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок.
Цветовая гармония
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.
Гармония – это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
Cредне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.
Субъективное отношение к цвету
Не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков могут быть весьма характерными для того или иного художника. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств. Цветовые пятна могут быть резко очерченными или «диффузными», сливающимися, или же неясными и неупорядоченными.
В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета:
- художники «эпигоны» не ищут собственных цветовых решений, а скорее повторяют колорит своих учителей или других художников;
- «оригиналы» пишут так, как это подсказывает им личный вкус,  и какой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым;
- группа «универсалов» — художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов, каждая их композиция отличается своим собственным цветовым решением, соотнесенным с выбранной темой.
Двенадцатичастный цветовой круг
3 основных цвета первого порядка: желтый, красный, синий.
3 цвета второго порядка смешанных из двух основных: желтый + красный=оранжевый; желтый + синий=зеленый; красный + синий=фиолетовый. Цвета третьего порядка (смешение цветов первого и второго порядка): желтый + оранжевый=желто-оранжевый; красный + оранжевый=красно-оранжевый; красный + фиолетовый=красно-фиолетовый; синий + фиолетовый=сине-фиолетовый; синий + зеленый=сине-зеленый; желтый + зеленый=желто-зеленый.
цветовой круг


Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте.
Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Контраст по цвету
Желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются.
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах – лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета.
На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран (пестрые вышивки, костюмы и керамика).
Положение во гроб С.Боттичелли
C.Боттичелли. Положение во гроб. Контраст темных цветовых пятен и светящегося тела Христа, контраст в одежде — глухого затемненного синего с горячим алым.
Выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Янтарное ожерелье А.Матисс
А.Матисс. Портрет Янтарное ожерелье. Контраст чистых основных цветов — желтого, красного, зеленого, оранжевого
Контраст светлого и тёмного
В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии.
Не следует путать насыщенность или чистоту цвета с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета столь же светлыми, как и желтый, весьма трудно, потому что тот факт, что желтый цвет очень светел, познается не сразу. Другая трудность возникает также тогда, когда желтый цвет должен быть показан столь же темным, как красный и синий. Светлый желтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер.
Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными.
Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными.
В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако  когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, последние теряют свой нейтральный характер.  Если в цветовой композиции белые, серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.
Насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый самым темным. Каждая примесь черного или белого уменьшает их насыщенность.
Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции.
Отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми.
Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выдержана в двух, трех или четырех основных тональностях. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность, ясность и силу.
Лимоны, апельсины и розы Ф.Сурбаран
Ф.Сурбаран. Лимоны, апельсины и розы. Контраст светлого желтого и черного, светлого желто-оранжевого и темно-зеленого, выбеленного серого и черного.

Мужчина в золотом шлеме Х.Рембрандт
Х.Рембрандт. Мужчина в золотом шлеме. Контраст многочисленных оттенков желтого — от бело-желтого до темного желто-оранжевого — и темных оттенков коричневого.

Гитара и кларнет на камине П.Пикассо
П.Пикассо. Гитара и кларнет на камине. Контраст белого, синего и черного; тусклого бирюзового и чистого синего.
Контраст холодного и тёплого
Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует.
«красно-оранжевый» и «сине-зеленый» являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Они всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Сопоставления холодных и теплых цветов: холодный – теплый; теневой – солнечный; прозрачный – непрозрачный; успокаивающий – возбуждающий; жидкий – густой; воздушный – земной; далекий – близкий; легкий – тяжелый; влажный – сухой.
В природе более удаленные предметы всегда кажутся более холодными.
Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов.
Хор ангелов М.Грюневальд
М.Грюневальд. Хор ангелов. Контраст холодного розово-белого и теплых лососево-розового (одежда ангела на первом плане), солнечного желтого (локоны ангела) и ярко-алого (задний план).

Бал в Мулен де  ля Галетт О.Ренуар
П.Ренуар. Бал в Мулен де ля Галетт. Контраст прохладных голубоватых, розоватых оттенков (платья), теплых желтоватых (шляпы кавалерова) и теплых желто-зеленоватых оттенков.

Яблоки и апельсины П.Сезанн
П.Сезанн. Яблоки и апельсины. Контраст ледяного серовато-белого и раскаленного оранжевого (ваза с апельсинами), теплых желто-оранжевых оттенков, красного и холодных грязновато-синих.
Контраст дополнительных цветов
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга: желтый – фиолетовый, желто-оранжевый – сине-фиолетовый, оранжевый – синий и т.д.. В них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия.
Пара желтый – фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый–сине-зеленый — это также сильный контраст холодного и теплого. Красный—зеленый равнозначны по своей светлоте.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета.
Мадонна канцлера Ролена Ян ван Эйк
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена.

Царь Соломон встречающий царицу Савскую, Ареццо
Царь Соломон, встречающий царицу Савскую, Ареццо

Гора Сен-Виктор П.Сезанн
П.Сезанн. Гора Сен-Виктор.
Симультанный контраст
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют.
Симультанное действие будет тем сильнее, чем активнее основной цвет и чем дольше мы будем смотреть на него.
Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными.
Срывание одежд с Христа Эль Греко
Эль Греко. Срывание одежд с Христа. Яркое алое (оранжево-красное) пятно (одежда Христа) делает задний план, доспехи мужчины слева от Христа зеленоватыми.

Кафе ночью В.ван Гог
В. ван Гог. Кафе ночью.
Контраст по насыщенности
Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами:
1.Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер;
2.Чистый цвет можно смешать с черным. Обычно черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает»;
Портрет сумасшедшей Т.Жерико
Т.Жерико. Портрет сумасшедшей. Смешанный с черным желтый становится ослабленным, грязно-желтым, передает болезненное ощущение.
3.Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть серого цвета, что нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми». Смешанные с серым цвета нейтрализуются симультанным контрастом;
4.Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.
Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блеклым характером. В зависимости от пропорций, он может казаться желтоватым, красноватым, синевато-серым или черным.
Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блеклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блеклым красным.
Блеклые цвета – главным образом, серые – кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам, в то время как находящиеся рядом с ним хроматические цвета покажутся менее насыщенными и относительно ослабленными.
Новорожденный Ж. де Латур
Жорж де Латур. Новорожденный. Контраст чистого красного и общего фона.
Контраст по площади цветовых пятен
Какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными. Силу воздействия цвета определяют светлота цвета и размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтральносером фоне.
Гете установил простые числовые соотношения, степень светлоты основных цветов: желтый 9, оранжевый 8, красный 6, фиолетовый 3, синий 4, зеленый 6. Соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов: желтый : фиолетовый = 3/4 : 1 /4; оранжевый : синий = 2/3 : 1 /3; красный : зеленый =1/2 : 1/2.
Гармоничные размеры плоскостей могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями: желтый 3, оранжевый 4, красный 6, фиолетовый 9, синий 8, зеленый 6.
Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости.
Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях.
Особенность контраста по площади цветовых пятен – его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов.
Падение Икара П.Брейгель
П.Брейгель. Падение Икара. Контраст красного рукава и пейзажа зеленоватых оттенков.
Цветовой шар
Двенадцатичастного цветового круга недостаточно для всеобъемлющего обзора всей цветовой системы — необходим тот самый шар, который уже Филиппом Отто Рунге был представлен как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации.
цветовой шар
Цветовой шар дает возможность представить: чистые спектральные цвета, расположенные по экватору сферической поверхности; смешанные цвета дополнительных пар, расположенные в горизонтальных сечениях; смеси любых пар дополнительных цветов, осветленных по направлению к белому полюсу и затемненных по направлению к черному.
5 основных способов перехода между двумя контрастирующими цветами (на примере  пары дополнительных цветов оранжевый-синий). Оранжевый, расположенный на экваториальной линии, будет двигаться к красному и далее к фиолетовому, это в одном направлении, а в другом – к желтому и зеленому, переходя в синий (горизонтальный вариант). Но тот же самый оранжевый, следуя по меридиану, будет объединяться с синим через светло-оранжевый, белый и светло-голубой, это в одном направлении, а в другом – через темно-оранжевый, черный и темно-синий (вертикальный путь). Если следовать по диаметру — оба дополнительных цвета могут быть соединены с помощью серого цвета или других смесей оранжевого с синим в следующем порядке: оранжево-серый, серый и сине-серый (диагональный путь).
Цветовые созвучия
Созвучие 2 цветов. Предпосылкой подобной гармонии является условие симметричного расположения обоих цветов по отношению к центру цветового шара. И так, если используется осветленный красный цвет, то ему соответствует зеленый, затемненный в той степени, в какой был осветлен красный.
Созвучие 3 цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать 3 цвета, расположение которых относительно друг друга образует равносторонний треугольник, то эти цвета создают гармоничное трезвучие. Желтый, красный и синий – самое сильное гармоничное созвучие. Созвучия также будут гармоничными по своему характеру, если геометрической фигурой, связывающей их, будет равнобедренный треугольник.
Созвучие 4 цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата и 3 четверозвучия: желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый и т.д.
Другие четырехцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как, например: желто-зеленый, красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый.
Третья фигура для получения четырехзвучия – трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов.
Созвучие 6 цветов. В двенадцатичастный цветовой круг можно вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трех парах дополнительных цветов, например, желтый, фиолетовый, оранжевый, синий, красный, зеленый.
Другой способ — присоединение черного и белого цвета к четырем чистым цветам: получаем четырехзвучие, основанное на двух парах дополнительных цветов,  затем соединяем с белым и с черным.
С помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и черным цветом, можно получить созвучие пяти цветов, например: желтого, красного, синего, черного и белого.
Выбор цветовых сочетаний и их разработка – это объективная реальность. Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.
Форма и цвет
Форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества должны действовать синхронно.
Квадрат — символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. Ему соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.
Треугольник – символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.
Круг – символ постоянно подвижной духовности. Его непрерывному движению соответствует синий цвет.
Для оранжевого – это будет трапеция, для зеленого – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс.
Пространственное воздействие цвета
Для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.
Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».
Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.
Теплые цвета будут выступать вперед, а холодные такой же светлоты стремиться в глубину.
Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами.
Теория цветовых впечатлений
Чтобы интерпретация природы соответствовала сущности явлений, необходимы точные наблюдения и ясное мышление, которые должны предшествовать созданию изображения.
При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую четкость, так же как и фактурные особенности поверхностей становятся более очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени – воспринимается смутным и затемненным.
Чем более глянцевыми будут поверхности предметов, тем сильнее и ощутимее будет отражение.
При изучении цветовых впечатлений следует обратить внимание на четыре главных момента: локальный цвет предмета, цвет освещения, цвет при интенсивном освещении и в тени.
Я причисляю к числу импрессионистически мыслящих художников и братьев Ван Эйк, Гольбейна, Веласкеса и Сурбарана, и братьев Ленен, Шардена и Энгра, поскольку их произведения во многом обязаны точным наблюдениям природы. Китайская живопись тушью тоже в значительной мере импрессионистична.
Каждый цветной свет при дневном свете отбрасывает тень дополнительного к нему цвета.
Теория цветовой выразительности
Желтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. Тусклый желтый будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие;
Поцелуй Иуды Джотто
Джотто. Поцелуй Иуды. Крупное пятно слабого тусклого желтого (одежда Иуды) как символ предательства.

Тайная вечеря Г.Гольбейн
Г. Гольбейн. Тайная вечеря. Контраст основных цветов. Осветленный желтый (Иуда, слева).
на розовом фоне приобретает зеленоватый оттенок и его лучезарность пропадает; на оранжевом производит впечатление очищенного светло-оранжевого тона; на зеленом сияет, затмевая зеленый; на фиолетовом приобретает чрезвычайно большую силу, суровую и безжалостную; на средне-осветленном синем сияет, но как чужой и потерянный; на красном создает мощный, громкий аккорд; на белом производит впечатление темного цвета, потерявшего свою лучистость (белый цвет оттесняет его), и впечатление легкого нежного тепла; на черном становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. Он резок и остр, бескомпромиссен.
Красный чрезвычайно изменчив и легко меняет свой характер. Красно-оранжевый цвет плотен и непрозрачен, но так ярок, словно наполнен внутренним жаром. Красно-оранжевый свет благотворно влияет на рост растений и усиливает деятельность органических функций.
Коронация Марии Е. Шаронтон
Е.Шаронтон. Коронация Марии. Контраст слегка затемненного красного и красно-оранжевого.
В противоположность желтому цвету красный имеет очень много модуляций, поскольку его можно варьировать в пределах контрастов теплого и холодного, светлого и темного, блеклого и насыщенного, не разрушая его красной цветовой основы. Для него закрыт только путь к неземному, духовному миру, прозрачному и воздушному, ибо там господствует синий цвет.
Синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. С точки зрения духовной нематериальности синий, наоборот, производит активное впечатление, а красный цвет – пассивное. Синий цвет всегда холодный, красный всегда теплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе. Он обладает мощью, подобной силам природы зимой.
На желтом он кажется очень темным и потерявшим свою силу;  на белом будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым; на черном — посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон; на лиловом покажется отчужденным, пустым и слабым; на фоне спокойного зеленого цвета приобретает сильный красноватый оттенок.
Синий, склонный по своей природе к выражению уединения, тихого смирения и глубокой веры, часто используется в картинах, изображающих Благовещение.
Благовещение Л. да Винчи
Л. да Винчи. Благовещение.
Зеленый. Плодородие и удовлетворенность, покой и надежда определяют выразительные достоинства зеленого цвета, в котором соединяются познание и вера. Если сияющий зеленый затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости. Если зеленый принимает желтые оттенки, приближаясь к желто-зеленому цвету, то это создает впечатление юных, весенних сил природы. Сине-зеленый в противоположность к зеленому и синему производит впечатление сильной холодной агрессивности.
Оранжевый – максимально активен. В разбеленном виде он быстро теряет свой характер, а затемненный черным цветом тускнеет и переходит в тупой, ничего не говорящий и сухой коричневый.
Фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего. Из темно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нем катастрофы. Но как только он осветлен, мы начинаем восхищаться его прекрасными нежными тонами. Чистый фиолетовый несет в себе мрак, смерть и одновременно благочестие, сине-фиолетовый вызывает чувство одиночества и самоотрешенности, красно-фиолетовый ассоциируется с небесной любовью и духовным величием.
Как видно, истолкования дополнительных цветов также дополняют друг друга (желтый — разум/фиолетовый - бессознательное).
Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах: в характере цвета — зеленый может стать более желтоватым или синеватым; в светлоте (сколько примесей белого или черного); в насыщенности (насколько чистый или смешанный с другими цветами); в количественном отношении или в площади цветового пятна; в результате возникновения симультанных контрастных воздействий.
Синагога К.Витц
К.Витц.Синагога.

Воскресение Христа М.Грюневальд
М.Грюневальд. Воскресение Христа.
Композиция
Способы акцентирования направлений внутри пространства картины – горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. «Горизонтальное» - подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью и выражает легкость, высоту и глубину. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину («Воскресение» Грюневальда).
Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.
Битва Александра А.Альтдорфер
А.Альтдорфер. Битва Александра.
Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей.
Важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей.

Tags: цвета
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments